Корзина
4 отзыва
+380999443492
Контакты
Нестеров Дмитрий Викторович ФЛП
+38099944-34-92
+38096422-10-77
Дмитрий Нестеров
УкраинаДнепропетровская областьДнепрпр-т Кирова, 92г, оф. 112
Карта

Письма счастья Часть третья – каким запрос должен быть

Письма счастья  Часть третья – каким запрос должен быть

Письма счастья Часть третья – каким запрос должен быть

Письма счастья

Часть третья – каким запрос должен быть

  В предыдущих частях этого материала читатель был ознакомлен с основными отличительными чертами запросов на предоставление информации и документов, ее подтверждающих, в разрезе причин получения таких запросов. Также мы с читателем рассмотрели, какой должна быть стратегия поведения плательщика налогов вне зависимости от формальных атрибутов запроса. В этой и последующих частях материала следует рассмотреть тактические вопросы позиций плательщика на досудебном этапе спора.

  Сразу следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев в таком споре прав именно плательщик налогов с оглядкой на следующее. Моральная сторона вопроса такова, что даже если реально сделки были фиктивными, то проводились они с молчаливого согласия фискальной службы. А порой и не только согласия – зачастую тот или иной конвертационный центр предлагался непосредственно в ГНИ, его сотрудниками, обычно достаточно настойчиво. Многие плательщики столкнулись с тем, что в некоторый момент их руководители были вызваны в контролирующие органы, где ими было получено требование сменить их действующего партнера со стороны конвертационных центров на вполне конкретного партнера с той же стороны, но предложенного в беседе с представителями контролирующих органов. Кроме того, могу сказать как специалист в области налогообложения, что деятельность конвертационного центра не может происходить без определенного уровня пособничества со стороны именно налоговых органов. Как гражданин своей страны могу также сказать – вероятность того, что такое пособничество было оказано на безоплатной основе, крайне низкая. Дальше продалжать не стану. Просто вчера были такие правила ведения бизнеса и все. Ничего аморального в них небыло вчера, значит нет и сегодня.

  Но даже отбросив моральную сторону вопроса основная слабость в позиции налоговиков – притворство, в котором они пытаются уличить плательщиков налогов. В подавляющем большинстве случаев запросы, отправленные фискалами, содержат не ту инфйормацию, на основании которой фискалы делают выводы о возможных нарушениях. Таким образом, практически любой из запросов, полученный от фискальной службы, может быть признан составленным с нарушением требований действующего законодательство. Далее в этой части материала речь пойдет о том, каким должен быть запрос, и после ее прочтения, сравнив его с полученным вами запросом на предоставление информации и документов, ее подтверждающих, вам станет ясно что ваш – не такой.

  Во-первых, следует определиться, как должен быть оформлен запрос из налоговой (пункт 10 Порядка №1245 от 27.12.2010). Запрос должен быть:

- оформлен на бланке государственной налоговой службы

- подписан начальником (заместителем начальника) органа налоговой службы

  Во-вторых, запрос должен содержать (пункт 10 Порядка №1245 от 27.12.2010):

- ссылку на норму закона, в соответствии с которой орган налоговой службы может сделать запрос на такую информацию

- причины направления запроса

- описание информации, которая запрашивается, и в случае необходимости, конкретный перечень документов, которые ее подтверждают.

  Разберем, что из этого следует. 

  Запрос из налоговой должен содержать подпись начальника (или его заместителя) ГНИ. В случае, если в шапке запроса написана одна фамилия (допустим, начальника ГНИ), а подписывает ее заместитель начальника, такой запрос можно считать заполненным с нарушением требований действующего законодательства. Также запрос является заполненным с нарушением требований действующего законодательства в случае, если он подписан не начальником и не заместителем начальника ГНИ, которой он был отправлен. Поэтому при первичном анализе запроса следует проверить полномочия лица, его подписавшего. Обычно фамилии начальника и заместителя начальника конкретной ГНИ можно найти в открытом доступе на официальном сайте фискальной службы.

  Запрос из налоговой должен быть оформлен на бланке государственной налоговой службы. Т.е., если запрос оформлен не на таковом бланке, или заполнены не все реквизиты бланка (исходящий номер, дата, должность и ФИО отправителя запроса), такой запрос может считаться оформленным с нарушением действующего законодательства.

  Запрос из налоговой должен содержать ссылку на норму закона, в соответствии с которой налоговый орган имеет право сделать такой запрос. Дело в том что, зачастую налоговый орган делает запрос ссылаясь на одну только норму – 20.1.6 НКУ. Однако эта норма дает налоговому органу право делать соответствующие запросы только в случаях, предусмотренных НКУ. Таким образом данная норма предусматривает сам факт наличия у налогового органа права делать запросы, но не определяет порядка применения этого права. Проще говоря, одной лишь ссылки на 20.1.6 НКУ для обязательности ответа на запрос недостаточно.

  Запрос из налоговой должен содержать причины его направления налогоплательщику. Т.е., речь не идет о том, на каком основании запрос отправлен (необходимость наличия и указания в запросе оснований описана выше). Речь идет о конкретных и реальных причинах направления запроса. Например, если налоговый орган ссылается на тот факт, что им выявлены возможные нарушения налогового законодательства плательщиком налогов по результатам анализа налоговой информации, то требование о необходимости указания причин предоставления запроса выполненным не является только лишь за счет этого указания. Налоговый орган должен указать в своем запросе, какие конкретно нормы налогового законодательства по его мнению могли быть нарушены плательщиком налогов, в результате каких действий и для чего именно налоговому органу нужна запрашиваемая информация. Чтобы понять, почему налоговая служба почти всегда, составляя запросы, пренебрегает данным требованием, следует вспомнить, что конкретно в результате ответа на запрос фискалы хотят получить.

  В первой части данного материала я писал, что в подавляющем большинстве случаев, когда вместо ответа на запрос фискалам следует предоставить отказ в его удовлетворении, фискалы имеют целью получить определенные документы, которые в дальнейшем ими будут признаны ничтожными и не подтверждающими реальные операции. Им нужны документы, а не информация. К нашей большой радости документы они имеют право требовать только во время проведения проверок, а в запросах они должны требовать именно информацию. Конечно, информацию следует подтверждать документами. Но следует понять принципиальнвй момент – в ответе на запрос мы не должны описывать предоставленные документы. Мы должны давать информацию, а уже ее подтверждать документами. Эта позиция определяет сам процесс составления ответа на запрос и она же открывает возможность отказать в удовлетворении запроса, если из него четко не следует, какая именно информация (ее конкретное описание) необходима налоговикам.

  Правильно составленный запрос на предоставление информации и документов, ее подтверждающих, должен был бы выглядеть примерно так.

  «В связи с тем, что в результате анализа налоговой информации (а именно баланса предприятия Х) нами было установлено, что предприятие Х не имеет собственных или арендованных складских помещений, наемных сотрудников, автотранспорта и не приобретала товары в ____________ 2014 года, существует вероятность совершения вашим предприятием нарушения налогового законодательства – а именно, в нарушение п.п. ______ НКУ вашим предприятием были неправомерно включены в состав налогового кредита в декларации за _______ 2014 года суммы налогового кредита. Просим вас предоставить информацию о том, в связи с приобретением каких именно товаров у предприятия Х вашим предприятием были отнесены суммы налоговых накладных №__ от _______ в состав налогового кредита в декларации за ________ 2014 года. Также просим вас сообщить, когда вами были оплачены эти товары, на каком транспорте они были доставлены от предприятия Х до вашего предприятия, адрес склада, с которого они были отпущены вашему предприятию и адрес склада, на который они были приняты вашим предприятием, информацию о том, были ли эти товары в последствии реализованы третьим лицам и если да – то каким. В подтверждение информации просим предоставить: ….»

  Почти все запросы ГНИ круто отличаются от общего вида запроса, представленного выше, потому имеют массу юридических дефектов, которые можно использовать для мотивации отказа в предоставлении информации по такому запросу.

17.10.2014,
 Нестеров Дмитрий Викторович, партнер ПО МУРАВЕЙНИК.

Связаться с нашими специалистами по вопросу составления ответа на запрос

Назад    К оглавлению   Далее

facebook twitter

Нестеров Дмитрий Викторович, партнер ПО МУРАВЕЙНИК

Предыдущие статьи