Корзина
4 отзыва
+380999443492
Контакты
Нестеров Дмитрий Викторович ФЛП
+38099944-34-92
+38096422-10-77
Дмитрий Нестеров
УкраинаДнепропетровская областьДнепрпр-т Кирова, 92г, оф. 112
Карта

Письма счастья Часть вторая – когда следует предоставлять информацию, а когда – нет

Письма счастья  Часть вторая – когда следует предоставлять информацию, а когда – нет

Письма счастья Часть вторая – когда следует предоставлять информацию, а когда – нет

Письма счастья

Часть вторая – когда следует предоставлять информацию, а когда – нет

  И так, в прошлой части материала я с читателем определился, какие реальные причины направления запросов из налоговой о предоставлении информации и документов, ее подтверждающих, есть у сотрудников ГНИ. Также я сообщал читателю, как именно следует установить одну из этих пяти причин и что именно от причины зависит, какой будет линия дальнейшего поведения плательщика налогов в отношении данного запроса. 

  Начнем с первой причины получения письма счастья. Вашего контрагента нельзя проверить по той или иной причине. Следует допустить, что если проверить вашего контрагента невозможно, то и наложить на него штрафы также невозможно. Однако фискалам нужен виновник, потому вы становитесь таковым автоматически. Кроме того, почти во всех подобных случаях запросы рассылаются не поставщикам, а покупателям такого контрагента. Таким образом, речь идет о возможном снятии с вашего предприятия налогового кредита. Юридическим поводом снятия с вашего предприятия налогового кредита по задумке должна послужить невозможность поставки товара (оказания услуги) вашим контрагентом в ваш адрес, из которой вытекает отсутствие реальной их поставки (оказания). Налоговая инспекция в конечном итоге будет оперировать отсутствием у вашего поставщика каких-либо из необходимых для осуществления хозяйственной операции средств – транспорта, прихода товара, складских помещений, сотрудников и т.д.. Опуская юридические тонкости доказывания отсутствия тех или иных средств, вынесем из вышесказанного основное заключение – по мнению налоговиков, все свидетельства отсутствия реальности операции будут не в вас, а в вашем поставщике. Они уже есть в налоговой. Документы же, оформленные под хозяйственную операцию, юридической силы не имеют, т.к. первичный документ должен свидетельствовать о реальной хозяйственной операции (Закон Украины о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, статья 1, определение первичного документа). Если такой операции не было, то первичные документы ее не подтверждают, и потому не являются первичными документами. Из этого следует, что какие бы документы вы не предоставили, сразу по факту их предоставления налоговый кредит будет снят и штрафные санкции будут начислены (статья 198 п.1 Налогового Кодекса Украины прямо предусматривает, что право на использование налогового кредита появляется при совершении операций). Учитывая, что время является основным фактором в подобных правоотношениях, следует определить, на кого оно играет. А играет время на плательщика налогов по трем основным причинам. Во-первых, если удастся оттянуть момент снятия налогового кредита на достаточно долгий срок (хотя это и маловероятно), то в дальнейшем можно будет воспользоваться нормой 102.1 НКУ, согласно которой налоговая имеет право самостоятельно исчислить сумму налоговых обязательств только в срок, не превышающий 1095 дней которые настают после последнего дня граничного срока подачи налоговой отчетности за период, в котором спорный налоговый кредит был использован. Во-вторых, в любом случае платить налоговые обязательства, если придется, лучше как можно позже. В-третьих, в нашей стране правила любых игр с государством (как установленные законодательно, так и не законодательно), меняются со скоростью света. Итак, время играет на нас и против налоговиков. Значит, в нашем случае следует тянуть время не давая ответ на запрос из налоговой о предоставлении информации и документов, ее подтверждающих.

  Вторая причина – уголовное производство против вашего контрагента. Все сказанное относительно запроса, направленного по причине невозможности проведения проверки вашего контрагента, применимо и к этому случаю. Следует также заметить, что существует некая связь между фиктивным предпринимательством (и в некоторых случаях служебным подлогом), которые были совершены вашим поставщиком, и уголовно наказуемыми преступлениями, которые были совершены вами. Проще говоря, к проблематике, описанной выше, добавляется проблематика разрыва связи между уголовным делом, заведенным против должностных лиц конвертационного центра и против должностных лиц их клиентов. Не заостряя внимания на разрывах такой связи и возможности заведения уголовных дел против должностных лиц клиентов конвертационных центров в принципе, сообщу лишь, что оттягивание времени путем не предоставления ответа на запрос о предоставлении информации и документов, ее подтверждающих, становится еще актуальнее. Речь уже не идет только лишь о доначислении налоговых обязательств путем снятия налогового кредита и штрафных санкций по ним. Стоит вопрос о возбуждении уголовного дела против должностных лиц плательщика налогов. Данный вопрос находится вне компетенции сотрудников налогового органа, поэтому переговоры с ними еще менее актуальны, чем в первом случае. Проверка и признание налогового кредита недействительным после предоставления ответа на запрос – почти неизбежны. В подобном случае необходимо готовиться к суду, а на такую подготовку также нужно время. Исходя из изложенного следует как можно дольше не предоставлять ответ за запрос из налоговой, на каждый из запросов посылая в ГНИ аргументированный отказ в его удовлетворении.

  Третья причина – так называемые расхождения. Для того, чтобы приблизить читателя к сути данной причины, следует дать ему определенное понимание структуры декларации по НДС и учета содержащихся в ней данных фискальной службой. Подавая декларацию по налогу на добавленную стоимость плательщик этого налога в составе этой декларации подает некое дополнение к ней (дополнение 5), в котором указывает от кого конкретно этим плательщиком был получен налоговый кредит и в каких суммах с указанием месяцев, в которых такой налоговый кредит был получен. Так-же в этом дополнении плательщик налогов указывает, каким контрагентам им были выданы налоговые накладные (т.е. декларируя свои обязательства по НДС, налогоплательщик указывает, кто конкретно имеет право на использование налогового кредита в связи с этими обязательствами). Кроме того, вместе с декларацией по НДС плательщики этого налога подают в ГНИ реестры выданных и полученных налоговых накладных (пункт 12 статьи 201 Налогового Кодекса Украины), а также регистрируют некоторые налоговые накладные (подлежащие регистрации) в едином реестре налоговых накладных (пункт 10 статьи 201 Налогового Кодекса Украины).

  Таким образом, из налоговой декларации ГНИ получает и сопоставляет следующую информацию:

- информацию о том, по сделкам с кем, в какой сумме и в каком месяца плательщик налогов декларирует налоговые обязательства (которая сопоставляется с информацией, предоставленной покупателями, от кого, в каком месяце и в какой сумме ими был получен налоговый кредит)

- информация о реквизитах зарегистрированных налоговых накладных поставщика (реквизиты которых сопоставляются с реквизитами этих налоговых накладных в реестрах покупателя)

  В случаях выявления несоответствия в результате таких сопоставлений, ГНИ так-же отправляет плательщикам налогов запросы на предоставление информации и документов, ее подтверждающих. Такие запросы следует удовлетворять, предоставляя полноценные ответы на них в ГНИ. Однако вместе с предоставлением таких ответов следует незамедлительно устранять расхождения (путем подачи уточняющих расчетов к налоговым декларациям по налогу на добавленную стоимость). Исключением является применение фискалами механизма снятия налоговых обязательств с вашего поставщика. В рамках этого механизма в результате проверки вашего поставщика налоговиками фиксируется в акте проверки факт отсутствия реальности хозяйственных операций между вашим поставщиком и лицом, у которого он приобрел поставленные вам товары (его поставщиком). С вашего поставщика по таким операция в учетных программах фискалов снимаются синхронно и налоговый кредит, и налоговые обязательства. В результате, как можно понять, никаких сумм недоплат у вашего поставщика не возникает, однако возникает расхождение между задекларированными по данным ГНИ вашим налоговым кредитом и задекларированным по данным ГНИ налоговым обязательством вашего поставщика (т.к. обязательства по данным ГНИ у вашего поставщика отсутствуют – они ведь их сняли). В таком случае предоставление вами ответа на запрос информации и документов, ее подтверждающих, приведет к одному из двух событий – или вам будут начислены налоговые обязательства, или с вас, как с вашего поставщика, будут синхронно сняты налоговые обязательства и налоговый кредит. Первое событие приведет к необходимости уплаты вами начисленных налоговых обязательств в бюджет, второе – к запросу в адрес вашего покупателя и появлению у него проблем, аналогичных вашим. Какое из событий настанет - будет зависеть от того, какую именно информацию вы предоставите в ответ на запрос ГНИ – если вы предоставите информацию о том, что товар (услуга) был перепродан вашему покупателю, ему будет направлен запрос и штрафные санкции вам, скорее всего, не грозят. Если же вы предоставите информацию о том, что данный товар (услуга) был потреблен вашим предприятием – вас ждет снятие налогового кредита без снятия налоговых обязательств и, как следствие, доначисление налогового обязательства по уплате НДС в бюджет и штрафных санкций. 

  Таким образом, если расхождение возникло в результате снятия налоговым органом налоговых обязательств с вашего поставщика – следует как можно дольше не предоставлять информацию и документы, отправляя отказы на ее предоставление вместо ответов на запрос из налоговой.

  Четвертая причина – не предоставление вами надлежащим образом оформленной налоговой накладной вашему клиенту. Реальную угрозу вашему предприятию в этом случае предоставление ответа на запрос не несет. А вот его отсутствие – наоборот, несет в себе угрозу назначения вам внеплановой налоговой проверки. Поэтому в случае, если вашим предприятием получен запрос именно по этой причине, я все-же рекомендую дать ответ и подтвердить его документально в максимально сжатые сроки. Дело в том, что от ответа на запрос (или результатов проверки) по большей части зависит не судьба плательщика, его получившего, а судьба налогового кредита контрагента, который подал жалобу. Стоит так-же заметить, что чаще всего жалоба на не предоставление надлежащим образом оформленной налоговой накладной используется как инструмент, альтернативный регистрации налоговой накладной в едином реестре налоговых накладных (абзацы 5,6 пункта 10 статьи 201 Налогового Кодекса Укрианы). То есть, если по какой-либо причине поставщик не смог вовремя зарегистрировать налоговую накладную, выписанную в адрес своего клиента, или зарегистрировал ее с ошибкой, исправить которую уже не представляется возможным, вместо налоговой накладной право на налоговый кредит покупателя используется посредством такой жалобы. Причем жалоба эта согласована обеими сторонами. В таких условиях следует, так сказать, закрыть вопрос как можно раньше – пройдя процедуру получения и предоставления ответа на запрос из налоговой как часть механизма возврата упущенного права на налоговый кредит покупателя.

  Пятая причина – невыполнение устных требований фискалов. В отношении позиций плательщика, которые следует занять в случае получения запроса на предоставление информации и документов, ее подтверждающих, по этой причине, следует заметить следующее. Будьте верны себе и последовательны. Если вы приняли решение не выполнять налоговую нагрузку, которую от вас требует фискал, то, скорее всего, у вас были на то причины. Если вы начисляете заработную плату своим сотрудникам за реально отработанное время не обращая внимания на полученный результат, то, наверное, у вас есть на то причины. Если ставка вашей уборщицы не эквивалентна двум тысячам долларов США – у вас есть на то причины. Фискалы, наверное, имеют полное право не вникать в эти причины, но диктовать вам правила ведения хозяйственной деятельности они права не имеют. Поэтому рекомендую не отвечать на запросы, написанные по таким причинам, а слать аргументированные отказы в их удовлетворении. Кроме того, обычно такие запросы составляются в ГНИ с большим количеством ошибок, т.к. реальных нарушений вами допущено не было или как минимум фискалам о них неизвестно. Нарушения в запросах просто следует найти, дабы дать понять, что свои законные позиции вы готовы отстаивать. Если же не готовы – не следует вообще допускать возникновений конфликтных ситуаций с фискалами и игнорировать даже незаконные их требования, ведь обычно такие требования обсуждаются ними с плательщиками. Договаривайтесь.

Связаться с нашими специалистами по вопросу составления ответа на запрос

17.10.2014,
 Нестеров Дмитрий Викторович, партнер ПО МУРАВЕЙНИК.
 

Назад       К оглавлению       Далее

facebook twitter

Нестеров Дмитрий Викторович, партнер ПО МУРАВЕЙНИК