Корзина
4 отзыва
+380999443492
Контакты
Нестеров Дмитрий Викторович ФЛП
+38099944-34-92
+38096422-10-77
Дмитрий Нестеров
УкраинаДнепропетровская областьДнепрпр-т Кирова, 92г, оф. 112
Карта

Письма счастья Часть первая – цели направления запросов

Письма счастья  Часть первая – цели направления запросов

Письма счастья Часть первая – цели направления запросов на получение информации из ГНИ

Письма счастья

Часть первая – цели направления запросов

  Для начала представлюсь. Зовут меня Нестеров Дмитрий Викторович. Являясь партнером юридической компании «Правовое объединение Муравейник» и директором бухгалтерской фирмы, я в рамках своей трудовой деятельности очень часто сталкиваюсь с так называемыми письмами счастья из налоговой. Под этим термином обычно понимается некий запрос из налоговой инспекции, на регистрации в которой состоит плательщик налогов. Этот запрос из налоговой инспекции содержит в себе некое требование о предоставлении информации и подтверждающих ее документов плательщиком в адрес запрашивающего налогового органа. Как показывает практика, большинство моих клиентов представления не имеет, чего именно хочет от них ГНИ и как им действовать. Те несчастные, которых угораздило попасть на прием к работникам ГНИ, направившим запрос или контролирующим выполнение запроса, возвращаются ко мне после этих встреч полностью дезинформированными, напуганными и не знающими, что им нужно делать. На этих встречах перед ними ставится условие – снять определенный налоговый кредит с декларации за определенный период и доплатить соответствующую сумму в бюджет.

  В самом начале хочу заметить, что предложенное сотрудниками ГНИ решение – плохой вариант для плательщика налогов. Сегодня, во время всепоглощающего дефицита бюджета, действует золотое правило – кто везет, того и погоняют. Проще говоря, сняв налоговый кредит с декларации, скажем, за август 2014 года, вы почти гарантированно провоцируете поднятие тех же вопросов за сентябрь 2014 года и за июль 2014 года и так еще много-много периодов. У плательщика, чаще всего, банально не хватает денег выполнять требования налогового органа в режиме бесконечного времени.

  С другой стороны, следует обратить внимание плательщика на тот факт, что имея сильные позиции и уверенность в наличии нарушения и его доказуемости, фискалы обычно не тратят времени на переговоры с плательщиками налогов. Если есть возможность быстро и эффективно снять налоговый кредит с плательщика – они обычно ее используют. Т.е., описанные в запросе из налоговой факты редко сами по себе дают контролирующему органу право просто снять с плательщика налоговый кредит, хотя и убеждают они в обратном.

  Итак, возникает крайне логичный вопрос – с какой конкретно целью ГНИ отправляет в адрес плательщика налогов запрос на предоставление информации и документов, ее подтверждающих? До поры отбросим поводы, предусмотренные действующим законодательством, и обратимся к причинам, движущим сотрудниками налогового органа.

  Существует пять основных реальных причин направления таких запросов, и ответ на вопрос, что нужно делать с таким запросом из налоговой, вытекает из ответа на вопрос - по какой причине вы получили запрос на предоставление информации?

  Первой и главной причиной направления вам запроса на предоставление информации и документов, ее подтверждающих, является невозможность проверки вашего контрагента. Такая невозможность может быть вызвана любым из множества событий – ненахождение вашего контрагента по его налоговому адресу, утеря документов вашим контрагентом, не допуск вашим контрагентом сотрудников фискальной службы к проверке или любым другим, в результате которого ваш контрагент не может быть проверен.

  Вторая причина – против ваших контрагентов начато уголовное производство, связанное с уклонением от уплаты налогов, служебным подлогом или фиктивным предпринимательством.

  Третьей причиной можно считать несоответствие между задекларированными вами налоговым кредитом и налоговыми обязательствами с задекларированными вашими контрагентами налоговыми обязательствами и налоговым кредитом соответственно. Т.е., вами включена в состав налогового кредита налоговая накладная, которая вашим контрагентом не включена в состав налоговых обязательств или, наоборот, вами не включена в состав налоговых обязательств налоговая накладная, которая включена в состав налогового кредита вашим контрагентом.

  Четвертой причиной может послужить неправильное оформление вами налоговой накладной или не предоставление ее вашему покупателю. Т.е., ваш покупатель подал жалобу на вас, содержащую информацию о том, что вы не выдали ему должным образом оформленную налоговую накладную (в том числе не зарегистрировали ее в едином реестре налоговых накладных).

  Пятая причина – это результат невыполнения вами определенных устных требований фискальной службы именно вами. Например, вы не выдерживаете налоговую нагрузку по НДС, низкий уровень заработной платы по предприятию и т.д.. Сотрудники фискальной службы попросту пытаются найти у вас нарушения, чтобы наказать вас за несговорчивость и указать вам на наличие у них определенного рычага влияния на ваше предприятие.

  Как может понимать читатель, у плательщика есть две возможности – предоставлять или не предоставлять запрошенную у них информацию. Заранее оговорюсь, что возможности попросту проигнорировать запрос у плательщика нет, поэтому для не предоставления информации в фискальную службу следует составить отказ в предоставлении такой информации, указав на реальные дефекты в запросе на предоставление информации и документов, ее подтверждающих (согласно пункта 16 Порядка №1245 от 27.12.2010 в случае нарушения требований к запросу плательщик налогов освобождается от обязанности отвечать на запрос. Однако не следует читать норму буквально – речь в ней идет об ответе на запрос по существу запроса, а не об ответе на запрос как на письмо, входящую корреспонденцию).

  Возвращаясь к основной линии статьи замечу, что установить реальную причину получения запроса не сложно. Установить, что запрос получен по первой, второй, третьей или четвертой из описанных выше причин, плательщик налогов может просто поговорив с контрагентом, информация о хозяйственной деятельности с которым запрошена. Пятая причина может быть установлена по остаточному принципу, однако о невыполнении основных устных требований фискалов плательщик обычно знает, т.к. идет на них почти всегда осознанно.

  Отдавая себе отчет в том, какая реальная причина получения запроса о предоставлении информации и документов, ее подтверждающих, плательщик налогов достаточно однозначно может выбрать себе свою линию поведения в отношении ответа на данный запрос. В следующей статье этой серии материалов я опишу, какой и почему именно такой должна быть эта линия в каждом конкретном случае.

17.10.2014, 
Нестеров Дмитрий Викторович, партнер ПО МУРАВЕЙНИК.

Связаться с нашими специалистами по вопросу составления ответа на запрос

К оглавлению      Далее

facebook twitter

Нестеров Дмитрий Викторович, партнер ПО МУРАВЕЙНИК